Титов предложил восемь срочных мер для поддержки малого бизнеса в России. Простой работников из-за локдауна рекомендовано оплачивать за счет государства

Доля малого и среднего бизнеса в экономике России в пандемийном 2020 году упала до уровня пятилетней давности, указывает бизнес-омбудсмен. Среди предлагаемых им мер — оплата простоя сотрудников за счет бюджета в случае локдауна

Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП России в пандемийном 2020 году оценивается в 19,8% против 20,8% в 2019 году. Такие данные приводятся в материалах к ежегодному докладу бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту Владимиру Путину (есть у РБК). Такая доля соответствует уровню 2015 года, когда МСБ занимало 19,9% в экономике страны. Это в 2,5 раза меньше средней оценки доли госсектора в российской экономике (50%), указывает уполномоченный по защите прав предпринимателей.

О том, что именно малый бизнес попал в эпицентр коронакризиса, говорил в интервью РБК первый вице-премьер Андрей Белоусов. Экономические последствия COVID-19 стали сложным испытанием для МСБ, отмечает Титов, добавляя, что «вместе с тем 2020 год стал позитивной точкой для сотрудничества государства и бизнеса, для выстраивания диалога». «В отношениях бизнеса и власти требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом, для того чтобы сделать МСП драйвером роста экономики страны», — полагает он.

Быстрые меры для поддержки МСП

После резкого падения спроса в секторе МСП во втором квартале 2020 года, когда действовали жесткие противопандемийные меры, ситуация улучшилась в третьем и четвертом кварталах за счет денежных субсидий населению и снятия ограничений. Однако этот рост был исчерпан с концом 2020 года, в первом квартале 2021 года положение малого и среднего бизнеса вновь ухудшилось, а падение спроса составило 13%, следует из индекса роста МСП, рассчитываемого аппаратом уполномоченного совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина и Сбербанком.

Большинство малых и средних предпринимателей в ближайшие два-три месяца планирует увеличить стоимость продукции (услуг) и отказаться от планов по развитию бизнеса, следовало из мартовского опроса ФСО, результаты которого приведены в докладе. По сравнению с опросом годовой давности доля таких предпринимателей значительно выросла (рост примерно в 1,5 раза, следует из приведенного в докладе графика).

Для поддержки малого и среднего бизнеса в качестве срочных мер Титов предлагает следующие:

Льготное рефинансирование и реструктуризация кредитов, лизинга для пострадавших субъектов МСП (потерявших в 2020 году больше 30% выручки).
Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы по всем регионам.
Продлить мораторий на проверки до 2022 года включительно.
Ослабить ограничения на привлечение сотрудников из стран ближнего зарубежья.
Компенсировать компаниям МСП стоимость тестов на антитела и тестов ПЦР, расширить работу мобильных пунктов вакцинации на предприятиях.
Продлить компенсационные меры на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗы).
В случае объявления локдауна, каникул или длинных выходных оплачивать простой сотрудников за счет государства — напрямую, минуя работодателя.
Заморозить рост тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года.
Какая господдержка уже оказывалась

В прошлом году власти запустили несколько программ помощи малому бизнесу, в основном направленных на пострадавшие от коронавируса отрасли, в том числе программу ФОТ 2.0, льготное кредитование под низкую ставку с возможностью последующего частичного или полного списания долгов в зависимости от сохранения численности персонала. Кроме того, были введены моратории на проверки и банкротство. В ходе ПМЭФ-2021 было объявлено о дополнительных шагах господдержки малого и среднего бизнеса: пилотный налоговый режим для общепита, смягчение антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидирование ставки эквайринга в системе быстрых платежей, расширение доли госзакупок у МСП, расширение механизмов гарантий, перечисляет Титов, добавляя, что они были позитивно восприняты бизнес-сообществом.

Системные проблемы МСБ

Среди ключевых проблем малого и среднего бизнеса авторы доклада президенту на первом месте указывают высокую административную нагрузку: предприниматели с трудом ориентируются в слишком большом количестве статей об административных правонарушениях, их требования не упорядочены по отраслям, документы написаны непонятным для бизнеса языком, а KPI надзорных ведомств не направлены на предотвращение инцидентов. В итоге бизнес уходит в тень из-за штрафов, размер которых одинаков для МСП и крупного бизнеса, говорится в материалах к докладу. Кроме того, избыточная отчетность и документооборот для МСП требуют излишней бумажной работы: в докладе Титов отмечает, что на 2019 год существует 158 форм отчетности для разных видов деятельности.

Еще одна важная проблема, по мнению Титова, — налоговая система не сбалансирована и вынуждает предпринимателей заниматься налоговой оптимизацией вместо масштабирования своего бизнеса. Малый бизнес не трансформируется со временем в средний, его доля по размеру выручки составляет, по данным доклада, всего 3%, тогда как на малые предприятия приходится 18% выручки. Это одна из ключевых проблем российского бизнеса, отмечает Титов: с ростом бизнеса не происходит роста прибыли из-за налогового бремени, но повышаются риски. Создавать же рабочие места оказывается невыгодно из-за системы зарплатных налогов.

Опрошенные представители МСП считают, что для роста экономики необходимо снизить налоговую нагрузку на предприятия и административное давление, ограничить рост тарифов и сами тарифы на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий и стимулировать спрос, говорится в докладе бизнес-омбудсмена.

Необходимо признание государством, что развитие МСП является не фискальной, а важной социальной функцией, вкладом в обеспечение занятости и в обеспечение населения доступными товарами и услугами, полагает Титов. По его мнению, необходимо изменить подход должностных лиц к малым предпринимателям — с применения штрафных санкций на информирование, обучение и, как следствие, минимизацию нарушений. Язык законов надо сделать понятным для предпринимателей (повысить их «читабельность»), а все нововведения выпускать в наглядных пособиях и инфографике, тестируя перед опубликованием их на восприятие, говорится в докладе. Системы рассмотрения обращений в госорганах также нужно изменить, исключив сложные бюрократические процедуры и ускорив рассмотрение запросов бизнеса.

Автор Ксения Котченко

Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Источник: https://www.rbc.ru/