Турбизнес теряет кадры и энтузиазм

Туристическая розница оказалась в бедственном положении – практически ежедневно в соцсетях появляются посты отчаяния и возмущения от турагентов. Многие из них находятся в поиске альтернативного заработка или уже сменили сферу деятельности.

Боль!

На днях директор нижегородской турфирмы Евгения Варкентина поделилась на своей странице в Фейсбуке: «Обнаружила, что часть моих коллег… кто частными уроками English подрабатывает, кто риелторством, кто-то садоводство сделал бизнесом, кто переводами занимается, кто-то ушёл #вникуда, нет сил это тащить… Многие туркомпании съежились до 1 человека в лице директора-владельца и сидят в домашнем “офисе”, доводят обязательства по заявкам… БОЛЬ!»

Главная проблема, которая затронула все турфирмы, особенно региональные, где нет такого количества VIP-туристов, как в Москве, – отсутствие турпродукта: «С 15 апреля продавать практически нечего. Нам каждый день звонят десятки туристов и… хотят в отпуск. Люди хотят на море, в РФ 12 морей, но купаться НЕГДЕ! По телевизору рассказывают, как много стран уже открылось для россиян и как жизнь налаживается. А что по факту?» – задается вопросом директор турфирмы. И сама же отвечает: «Как минимум восемь стран открыты и ждут россиян. Открыты со всеми мерами безопасного отдыха. Нас готовы принять в свои объятия: Турция, Кипр, Греция, Болгария, Тунис, Египет, Хорватия, Черногория.

Но мы никак не откроем авиаперелеты в эти страны. Я вот даже визу греческую получила, а улететь не могу… Тунис, Кипр – грузо-пассажирские рейсы. Летают. Но кто ответственность несет, непонятно. В Черногорию можно добраться огородами, через Белград. Мальдивы и Сейшелы – но не смешите, прямо очередь выстроилась… На Сейшелы тур на семью с тремя детьми – по цене квартиры. Мексика и Куба есть на чартерах. Лететь с детьми очумеешь… Наши курорты переполнены. Они не резиновые, цены сами видели… очень неприличные».

Можно потерять до половины турфирм

В одной из франчайзинговых агентских сетей редакции TourDom.ru рассказали: после приостановки туристической перевозки в Турцию часть компаний окончательно разочаровалась в бизнесе, теперь они должны своим клиентам дважды – за «ковидные туры» и программы, приобретенные на лето 2021 года.

По мнению эксперта, не менее трети уже отказались от турагентской деятельности. «Люди ищут варианты в других отраслях, и тут уж кому как повезет, – говорит наш собеседник. – Некоторые уходят в недвижимость, в сервисные службы, кто-то открывает пункты выдачи посылок…»

Специалист считает, что самым показательным станет июнь: если в первый летний месяц турбизнес не оживет, процесс исхода кадров станет массовым, до половины розничных компаний может закрыться, многие сотрудники туроператоров также будут активно искать новую работу.

Это как усталость металла

Юрий Наумов, руководитель «Путешествие.ру», не скрывает своего разочарования происходящим. «Туризм – это люди, отношения, эмоции. И у людей огромная усталость, это как усталость металла. Уходят лучшие кадры. У меня уволились 2 человека, которые со мной с 2006 года. Они не заточены на деньги, но они признаются: нам стыдно смотреть в глаза клиентам и друзьям, мы не знаем, что говорить в очередной раз, когда все меняется, откладывается, переносится. Как продавать тот же Тунис, если официально на него нет туристической перевозки, но клиенты видят на сайтах – в продаже есть туры. Что им сказать? Как взять на себя ответственность за грузо-пассажирские рейсы, которые могут снять в любой момент?» – объясняет Юрий Наумов.

003.jpg

По его мнению, огромная ошибка руководителей ведомств, ответственных за туризм, в том, что они разделяют его на внутренний (априори «свой, любимый») и международный, смысл которого только в вывозе денег из страны. «Я считаю, в свое время Турция за 199 долларов сделала больше для россиян, чем все те, кто сейчас пытается приучить нас полюбить внутренний туризм. Турки дали нам возможность путешествовать, это стало для многих важнейшей жизненной потребностью».

Есть ли жизнь после туризма?

Многие эксперты неоднократно высказывались, что туризм – это призвание, образ жизни и даже, возможно, «болезнь», ему трудно найти достойную альтернативу. Но такие удачные случаи все же бывают.

Мария Бакерина, известная многим как исполнительный директор компании «География», недавно сообщила о смене работы: теперь она управляющий директор городского курорта – центра здоровья и отдыха «Термы Видное».

002.jpg

В беседе с корреспондентом TourDom.ru она призналась, что новое место идеально подходит ее опыту: «Я люблю заниматься клиентоориентированным бизнесом, обожаю спа, к тому же меня очень привлекают проекты, которые несут миссию и имеют социальную подоплеку». Мария считает: профессионалам из турбизнеса, если они решают сменить деятельность, стоит искать нишу, которая находится на стыке туризма, отдыха, общения с людьми и управления. Тогда удастся реализовать свои умения и применить знания.

Источник: https://www.tourdom.ru/