Внутренний туризм: оно само не подешевеет. Нужно ли регулировать цены на отдых в России?

На фоне закрытых границ правительство и околовластные структуры пытаются взывать к совести предпринимателей и чуть ли не насильно удешевить отдых в России. В ход идут и пряник кешбэка, и кнут угрозы санкциями. О том, почему это не сработает, рассуждает колумнист HotLine.travel, владелица туроператорской компании Екатерина Тропова


Уши госрегулирования

Экономика должна быть экономной. Она – наука точная и, как ее ни крути, сводится к до скрежета зубовного к простой формуле «товар – деньги – товар». Нынешние попытки правительства ставить эксперименты над экономикой туристической отрасли напоминают спор пятилетки с мамой: «Не надену шапку, это вам в минус 10 холодно, а мне – не холодно!» Однако уши мерзнут вне зависимости от того, что именно утверждает рот. Да, потерпеть можно, но факт терпения не отрицает факта замерзания.

Так и здесь. Можно, конечно, поиздеваться над отраслью, снять с ее ушей шапку рыночных механизмов и отправить на мороз госрегулирования. Вероятно, некоторое время это даже будет так функционировать – потерпят. Но довольно быстрая пропажа интереса собственников к бизнесу, который «отморозил уши», работая в пользу чьего-то чужого кармана, весьма вероятна. Все наши уставы начинаются с посыла, что бизнес создан для зарабатывания денег. Про создание непосредственной финансовой выгоды для клиента там ничего не сказано.

002.jpg

Зарабатывать – грех?

Тем более, как бы мы ни любили туризм, «дешевый отдых на море» всё-таки не является базовой потребностью человека: это не вода и не еда, без которых невозможно физическое существование. Попытки властей настроить туристический бизнес на «социальный» лад понятны и объяснимы в новой реальности, но от этого не становятся более логичными с точки зрения экономической теории. И обвинения в духе «Турбизнес зарабатывает на туристах!» звучат довольно нелепо, потому что именно это – его прямая функция, он за тем и создавался владельцами, в том нет вообще никакого греха. Владельцы хлебных лавок, вот сюрприз, тоже открывают их именно за тем, чтобы зарабатывать на едоках хлеба. Никакой романтики.

Чтобы отели были дешевле – их должно на всех хватать. Пока номерного фонда меньше, чем желающих в него заселиться, цены будут расти. Это не странно, не ужасно и не удивительно – это закономерное поведение рынка. Та же история с авиаперевозками: они дешевеют, когда значения «спрос / предложение» достигают некоего оптимального соотношения для перевозчика. Из-под палки не сработает: ни один частный бизнес не враг сам себе, чтобы, например, упорно завышать цены в отсутствие спроса, теряя последних клиентов и доверие партнеров. Если цены растут, значит, по этим ценам продается. Если заставить бизнес продавать дешевле, чем он может продать, то очень быстро станет скучно.

003.jpg

Деньги из тумбочки

Когда знакомишься с новостной повесткой отрасли внутреннего туризма, создается ощущение, что и потенциальные клиенты, и представители власти уверены, что бизнесмены берут деньги из тумбочки, поэтому можно придумать любое – в тумбочке всё равно не закончится. Но вот незадача: чтобы туристы могли на новом самолете прилететь в красивый отель отдыхать, всю эту петрушку надо на что-то содержать. И если насильственными методами запрещать бизнесу использование рыночных механизмов регулирования ценообразования, то у него… не будет денег. Либо их нужно будет брать из каких-то иных источников по принципу «если где-то убыло, значит, где-то прибыло». Предположим, авиакомпании нужно на содержание и развитие определенное количество денег. Если заставить ее, например, удешевить билеты на юг, то это неизбежно приведет к росту стоимости билетов на север, потому что от того, что туристу станет приятнее, потребности перевозчика не изменятся.

Это же касается, например, и овербукинга, который предлагает запретить новый главный экономический регулятор страны в лице некоего Общероссийского народного фронта. Не очень понятно, зачем в экономике фронт – и кто там с кем воюет, но это лирика. А «физика» в том, что это только в фантазиях чиновников деньги на штрафы и санкции бизнесмен достанет из вышеупомянутой тумбочки. В суровой же реальности риски нарваться на штраф будут заложены… в стоимость остальных услуг, которая не должна расти. Получается замкнутый круг: чем больше санкций, тем больше рисков нужно закладывать в себестоимость. Чем больше рисков, тем выше стоимость услуги. Чем выше стоимость услуги, тем больше недовольства со стороны чиновников и самих отдыхающих. И так до бесконечности.

004.jpg

Чем помазать?

Безвыходных ситуаций не бывает. Тем более нельзя утверждать, что на рынке происходит что-то необъяснимое и вопиюще ужасное. Напротив, процессы примитивны: туристы на этот сезон не поместились в имеющиеся гостиницы, не влезли в самолеты и дорог им тоже не хватает. И если государство настроено на долгосрочные программы развития туризма и рассчитывает, что хотя бы какая-то часть отдыхающих не вылетит немедленно за пределы страны после открытия границ, а даст Родине еще один шанс, то и бороться надо не со следствием в виде подорожания отдыха, а с причиной в виде отсутствия достаточного количества инфраструктуры в первую очередь.

Российский внутренний туризм на данный момент тем и прекрасен, что его развитие не требует никакой заковыристой аналитики. Не хватает самых элементарных вещей типа горячей воды, туалетов, заправок вдоль дорог, самих дорог.


“В большинстве регионов настолько ничего нет, что любое изменение сразу же начинает привлекать внимание туристов»

Одинокая юрта в 100 км от Воркуты – и та находит своего клиента, потому что альтернатива юрте – ночевать в сугробе. В отдаленной Териберке нет заправки, но туда всё равно едут. Не нужно быть экономическим гением, чтобы предположить, что с появлением заправки туда поедут с еще большим интересом. Better done than perfect. Не нужно пытаться как лучше. Можно сделать просто нормально, и тогда оно будет работать.

Автор: Екатерина Тропова

Источник: https://www.tourdom.ru/