«Мы делили апельсин» – за триллионы на туризм развернулась борьба Насколько адекватно планируется потратить деньги?

Государственная Корпорация «Туризм.РФ» подготовила свой вариант паспорта национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». По сравнению с первоначальной версией от Ростуризма его совокупная стоимость увеличилась с 629 миллиардов рублей до двух с лишним триллионов, однако экономический эффект от таких вложений эксперты снова считают неочевидным.

Документ (копия есть в редакции. – Ред.) поступил на согласование в министерства 15 марта. Он по-прежнему состоит из трех федеральных проектов, но объем финансирования существенно изменился. Как и предполагалось ранее, самая капиталоемкая часть выведена из зоны ответственности Ростуризма: Корпорация «Туризм РФ» займется «Развитием туристской инфраструктуры», в которую теперь предлагается вложить в общей сложности 2 триллиона 74 миллиарда рублей (в том числе из бюджета – 400,6, а 1,67 триллиона – из «внебюджетных источников». – Ред.). Ответственным указан глава Корпорации – Сергей Суханов, ранее руководивший работой по подготовке олимпийских объектов в Сочи.

05.jpeg

В полномочиях Ростуризма оставлены два проекта поменьше: «Повышение доступности туристских услуг» – с расчетным объемом финансирования 59,5 миллиарда и «Совершенствование управления в сфере туризма» – за 7,9 миллиарда. Это все, что касается грантов для предпринимателей, кешбэка за туры по России, подготовки кадров в туризме и т. д.

Распределение ролей в проекте закреплено и финансированием самой Корпорации – согласно постановлению, подписанному премьером Михаилом Мишустиным, правительство выделит ей 6,3 миллиарда рублей в качестве взноса в уставной капитал.

Деньги понадобятся для разработки мастер-планов развития туризма на 12 «макротерриториях» России – эту работу предстоит сделать в течение ближайших четырех лет. Судя по заявлениям вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего нацпроект, первыми планы получат Крым и регионы Дальнего Востока.

06.jpg

Из числа целевых показателей нацпроекта убрали наиболее одиозные пункты, ранее вызвавшие критику в отраслевом сообществе, например количество санаториев, прошедших классификацию, или наращивание численности глэмпингов. Оставшиеся цели скорректированы и дополнены. Однако, по мнению наблюдателей, это не сделало документ более понятным.

Например, до 2030 года количество номеров в коллективных средствах размещения (КСР) России должно увеличиться на 38 000 единиц, что составляет всего 3,8% от емкости КСР в 2019 году (992 600 номеров). Согласно предыдущей версии документа, подготовленной Ростуризмом, этот показатель предстояло нарастить на 6,9% – до 68,8 тысячи номеров. Таким образом, масштаб задачи уменьшился, а объем вложений, наоборот, возрос. Причем затраты на один номер сопоставимы с ведущими мировыми курортами.

По словам одного из экспертов, если поделить 2 триллиона предполагаемых инвестиций на 38 000 будущих номеров, то получится, что каждый из них обойдется в 54,5 миллиона рублей, то есть более чем в $747 000 по курсу 73 рубля за доллар. Для сравнения: известный отель Atlantis The Palm 5* на насыпном острове в Дубае обошелся в полтора миллиарда долларов, то есть примерно в $974 000 за каждый из 1539 его номеров.

07.jpg

Конечно, стоит сделать поправку, что в отечественный нацпроект включили строительство дорогостоящих инженерных объектов, в том числе в труднодоступных регионах, а также приведение в порядок центров ряда городов, создание сопутствующей инфраструктуры отдыха, без которой туристы просто не приедут. Однако даже с учетом этого и поправки на климат и специфику себестоимость номера все равно очень высокая – окупятся вложения не скоро. По мнению наблюдателей, заложенный в нацпроект принцип, при котором на каждый рубль государственных денег минимум четыре дадут «внебюджетные источники», вряд ли удастся соблюсти. А значит, будет наоборот: расходы прямо или косвенно лягут на государство.

В принципе в этом нет ничего плохого. Чтобы получать налоги с доходов от внутреннего и въездного туризма, государство должно создать условия для отдыха. Однако вопросы вызывает и список проектов, которые предлагается софинансировать как «многофункциональные туристские комплексы». В приложении перечислено несколько сотен «заявленных для отбора» инвестпроектов самого разного масштаба. Среди них – новый горнолыжный курорт «Долина Васта» в Сочи с пропускной способностью 1,3 миллиона человек в год, туристический кластер на острове Русский в Камчатском крае (2 миллиона человек в год) и другие объекты. При этом присутствуют и совсем крошечные проекты: модульная гостиница (глэмпинг) в Ростовской области на 10 номеров, гостевой дом в Пермском крае на пять и т. п. Принцип отбора непонятен, но как предполагают наблюдатели, скорее всего, авторы руководствовались все же пропускной способностью – она появилась в числе целевых показателей. А небольшие объекты добавили в список, чтобы поддержать малый бизнес.

08.jpg

Однако при таком подходе необходима четкая процедура отбора, иначе возникают вопросы. Например, почему в список включено 24 проекта девелоперской компании «Азимут»? И почему по многим претендентам вместо цифр указано «н/д», нет данных? Судя по документу, утверждением кандидатов предстоит заняться некой правительственной комиссии. Тот факт, что рабочая версия паспорта национального проекта уже содержит пестрый перечень претендентов на софинансирование, по мнению наблюдателей, может затруднить процесс согласования с другими ведомствами. Прежде всего Минфином и Минэкономразвития.

Осенью прошлого года оба ведомства подготовили разгромные рецензии на предыдущую редакцию нацпроекта, указав на множество недоработок (копия одного из ответов также есть в редакции). Вот одна из цитат: «Предоставление средств (объем предоставленной поддержки) за счет средств федерального бюджета не может являться результатом федерального проекта, так как сама по себе поддержка каких-либо проектов не окажет влияния на достижение показателей».

И еще: «Отсутствует финансово-экономическое обоснование расходов федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также обоснованные расчеты объемов финансирования на достижение результата», «Оценить реалистичность заявленных показателей, а также возможность и целесообразность реализации всех планируемых результатов не представляется возможным».

Ключевой недостаток, по мнению специалистов, перекочевал и в новую версию: траты недостаточно обоснованы, так как непонятен конечный эффект для экономики. На совещании у Владимира Путина в сентябре прошлого года Дмитрий Чернышенко упоминал, что нацпроект «Туризм» даст трехкратный рост вклада туризма в ВВП страны. Но этого показателя, как и раньше, нет в числе целевых. Пока можно говорить только о социальном эффекте – согласно документу количество рабочих мест в отрасли должно увеличиться до 4,7 миллиона, а граждане станут чаще путешествовать. Впрочем, судя по заявлениям главы Ростуризма Зарины Догузовой, дела в туризме уже идут хорошо: за три зимних месяца в туристических поездках побывали 15 миллионов россиян.

Источник: https://www.tourdom.ru/